Отрывок из повести "Дом на горе"

Алексей Мусатов
Рис. В. Дудкина

 

...Отороченная по берегам густыми зарослями ивняка и черемухи, река лежала без единой складочки, и в ней, как в зеркале, отражались курчавые прибрежные кусты и перистые облака высокого неба.

Лучшего места для водопоя не найти!
Мальчики, оставив коней у самого берега, опустили поводья и разом причмокнули языками, что должно было обозначать: "Вы сегодня хорошо поработали. Пейте, кони, досыта – воды хватит!"
Лошади жадно припали к парной воде. Пили долго, сосредоточенно, не отрывая губ, а мальчики сидели не шелохнувшись, и им начало казаться, что река мелеет, вода отступает от берегов, и вот-вот обнажится дно, усеянное цветными камешками.

Первым, фыркая и роняя с губ зеленоватые, похожие на виноградины капли воды, оторвался от воды жеребец Гордый. Он вскинул точеную рыжую голову, вытянул мускулистую, сильную шею и заржал призывно и звонко, словно хотел оповестить всех, что вот он наконец утолил жажду и теперь по-прежнему резв, бодр и молод. Потом вошел по колени в воду и властно ударил копытом по глади реки. 

Мальчики переглянулись.
– Абреки и джигиты! – тонким голосом закричал Алеша Прахов, малорослый веснушчатый паренек с лукавыми черными, как спелые ягоды черемухи, глазами. – Доколе же нам бояться грозного конюха? Форсируем водную преграду!
– Не хорохорься, Прах! – остановил его Паша. – Все равно тебя в кавалерию не примут...  ноги коротки.
– В самом деле, Кивачев, – с досадой сказал рослый Митя Епифанцев, – раз к реке приехали, надо хоть искупать коней.
– Насчет искупать сказано не было... – не очень уверенно возразил Паша.
– А ты по-сказанному все живешь! Отсюда досюда! – не оборачиваясь, вполголоса сказал Костя Ручьев, незаметными движениями коленей и пяток заставляя Гордого идти дальше.
– Ты это брось, брось! – встревоженно закричал Паша. – Там, посередине реки, ключи бьют... закрутить лошадь может.

Но Костя ничего, казалось, не слышал. Смешно же в самом деле слушать предостережения Паши, про которого в селе говорят, что он рассудителен и осторожен, как столетний дед! А ведь Гордый –  знаменитый фронтовой конь. Ему, верно, и самому хочется тряхнуть стариной и после утомительной работы выкинуть что-нибудь такое, чтобы люди сразу признали в нем бывалого кавалерийского коня.

Вот уже вода достигла Гордому до груди, коснулась шеи. Жеребец вдруг оттолкнулся от песчаного дна, вытянулся и поплыл. Костя ощутил, как заиграли твердые мускулы Гордого.
Мальчишки невольно залюбовались, как легко и, главное, бесшумно плыл Гордый.
– Хорошо плывет! На таком только в разведку ходить, – оценил коня Алеша Прахов и скомандовал: – Эскадрон, за мной! Вплавь!

Но рыжая кобыла, на которой сидел Алеша, известная в колхозе под кличкой Командировочная, не захотела форсировать реку. Она покрутилась на берегу, потом лихо взбрыкнула, без всяких усилий сбросила Алешу со спины и неторопливо побежала к клеверищу полакомиться молодой отавой. Сконфуженный Прахов помчался догонять строптивую лошадь.

Костя между тем, сделав большой круг по реке, направил коня к берегу. Здесь он сполз с мокрой спины лошади, нарвал осоки и, как мочалкой, принялся тереть лоснящиеся бока Гордого, его грудь и спину.
– Ну, что же ты? Клюквы объелся? – насмешливо спросил он, заметив растерянное лицо Паши Кивачева. – Купать так купать...  Командуй!
Кивачев уныло махнул рукой – нет, не слушают его ребята, всегда этот Ручьев сделает по-своему. 
– Купайте, коли так, – согласился он.

Река забурлила, закипела, словно в ее глубине разыгрались могучие сомы. Чинное отражение прибрежных кустов исказилось, светлые перистые облака порвались в клочья. О берег заплескались мелкие, но сердитые волны.


_____________

 

 

Писатели нашего детства

Алексей Мусатов (1911–1976)

 

Большую часть своей писательской жизни – а это почти полвека – Алексей Мусатов прожил в городе, в Москве. Но для всех его знавших он был "деревенщик". Потому что именно деревенская жизнь, жизнь деревенских детей была главной, если не единственной, темой произведений Алексея Мусатова.

Алексей Иванович Мусатов родился в деревне, в Ивановской области. Учился в деревенской школе, потом, после окончания педагогического техникума, работал на селе учителем русского языка. И хотя после этого Алексей Мусатов учился еще в редакционно-издательском институте, на сценарных курсах, все равно – деревня всегда оставалась в центре его писательского внимания. Уже став известным писателем, он часто уезжал в деревню. Уезжал надолго, а вернувшись, с оживлением рассказывал, что он увидел нового, что его поразило в быстро меняющейся жизни села. Он об этом рассказывал или в кругу друзей-писателей; с удивлением и радостью или с негодованием и горечью он говорил об увиденном. И не только говорил – писал бумаги, ходил в учреждения и, смеясь, называл себя "ходатаем по деревенским делам"...

Алексею Мусатову было 19 лет, когда он опубликовал свою первую повесть "Шанхайка". Это была книга о детях доколхозной деревни – такой, в которой он сам родился и вырос. Молодой, начинающий писатель, при всей своей любви к тому, что составляет для ребят прелесть деревенской жизни – общение с природой, ночное, работа в поле, – не скрывал и того, что для многих крестьянских детей, и прежде всего детей бедняков, жизнь в деревне – это еще и тяжелый, часто недетский труд и нелегкое учение: до школы порой далеко, нет книг, а значит, нет и радостей, ими доставляемых. В "Шанхайке" писатель рассказывает о таких деревенских ребятах, о которых сегодняшние читатели "Пионера" и представления не имеют, – о батрачатах – детях, работающих по найму у кулаков.

А в 1931 году Алексей Мусатов опубликовал повесть "Шекамята". Не надо удивляться этому странному названию – так в деревне называли учеников Школы крестьянской молодежи. Эти школы возникли в сложное и трудное время коллективизации, когда классовая борьба иногда рвала и родственные, дружеские связи и детям приходилось решать совсем недетские задачи.

Всю Отечественную войну Алексей Мусатов провел на фронте, был военным корреспондентом. А после войны вернулся, и уже навсегда, к своей главной теме – жизни детей в советской деревне. В 1946 году выходит его большая повесть "Стожары". Это было одновременно и правдивое, и лиричное повествование о ребятах, которым пришлось перенести всю тяжесть военного времени. Рано стать взрослыми, за многое ответственными людьми. За эту повесть Алексей Мусатов  был удостоен Государственной премии.

К теме войны Алексей Мусатов вернулся впоследствии в повести "Ночной обоз" – о детском доме, оказавшемся на оккупированной фашистами территории. Она была написана под впечатлением того, что увидел и узнал военный корреспондент Алексей Мусатов. 

Алексей Мусатов всегда говорил, что в нем неистребимо живет учитель. В своих поездках больше всего внимания он уделял сельским школам – этим центрам не только образования, но и культуры. Об этом была написана его повесть "Дом на горе". 

Почти все произведения Алексея Мусатова были посвящены деревенским ребятам. Например, повести "Медуница", "Хорошо рожок играет" и последняя его повесть "Дубовые листья".
 ...юный читатель из повестей Алексея Мусатова узнает, что же такое деревенская жизнь и что такое сельский труд во всем его многообразии и величии.


Лев Разгон, писатель