"Не отдавай души моей..."  Дмитрий Веневитинов и Зинаида Волконская

 

 

Рожденный в старинной дворянской семье и получивший блестящее образование, уже в четырнадцать лет он читал в подлиннике греческих и римских авторов. С юных лет Дмитрий Веневитинов проявлял разносторонние способности, был хорошим музыкантом и живописцем, литературным критиком, считался знатоком античных и новейших философов, свободно владел шестью языками. Но кроме перечисленных достоинств, безусловно, обращала на себя внимание и его аристократическая внешность. Вот как описывала поэта одна из его современниц: "Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какую-то еще прелесть неизъяснимую. Громадные глаза голубые, опущенные очень длинными ресницами, сияли умом. Голос его был музыкальным, в нем чувствовалось, что он очень хорошо поет..."

А стихи?  Какое сердце того романтического века могло на них не откликнуться?!
Не отдавай души моей
В жертву суетным желаньям,
Но воспитай спокойно в ней
Огонь возвышенных страстей!

Но красавцу поэту не удалось разжечь ответное чувство в сердце княгини Зинаиды Волконской. Очевидно, свою роль играла и разница в возрасте: Зинаида Александровна была старше Веневитинова не то на тридцать, не то на шестнадцать лет - разница весьма существенная.

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805 -1827)/ Худ. Ю. В. Иванов.
 

В огоромном доме Зинаиды Волконской на Тверской улице в украшенных картинами и мраморными изваяниями залах собирался литературно-артистический цвет Москвы. Здесь бывали вельможи, ученые, художники, русские поэты и писатели - Пушкин, Жуковский, Баратынский, Дельвиг, Вяземский, Козлов...  Душой блестящих собраний была, конечно же, сама хозяйка - писательница, певица, автор музыкальных сочинений. Гости оставались единодушны в своих суждениях о ее выдающихся талантах. И не только они. Париж рукоплескал пению  русской княгини, когда она выступала на сцене частного театра в опере Дж.Россини "Итальянка в Алжире". Мало того - З. А. Волконская сама написала оперу "Жанна д'Арк" и дебютировала в заглавной роли на своей домашней сцене.

 

Зинаида Александровна родилась в Италии, в Турине (по одним источникам, в 1789, по другим - в 1792 году). Отец ее, князь Белосельский-Белозерский, почти всю жизнь провел за границей, служа русским посланником то в германских, то в итальянских землях. Он был богат и образован, переписывался с видными французскими литераторами. Мать Зинаиды, урожденная Татищева, умерла при родах, и девочку воспитывал отец. Князь с дочерью вместе декламировали Расина,  Вольтера, итальянских поэтов...

 

В 1809 году, уже в Петербурге, Зинаида Александровна похоронила отца. А через год она вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского - егермейстера двора, боевого офицера. Красота, образованность, талант певицы, сан и богатство мужа привлекали к Волконской  всеобщее внимание. А тут еще в 1819 году вышла в свет ее книга "Четыре повести", написанная по-французски. Понятно, что интерес к личности княгини не ослабевал.

5158259_gostinaya (700x431, 82Kb)

Б. М. Кустодиев. В московской гостиной 1840-х годов.

 

В конце 1824 года Волконская переехала в Москву, где и возник ее знаменитый салон.  Еще в петербурге она начала изучать русскую, скандинавскую историю и словесность. Пыталась даже хлопотать об основании общества для устройства национального музея и публикации литературных памятников старины...

Зинаида Александровна Волконская.

 

"Тысячеглавое чудовище общественного мнения", говоря словами В. Г. Белинского, побудило писательницу издать результат своих исследований анонимно. Исторический роман "Славянская картина" вышел на французском языке в Париже в 1824 году. А после его публикации на русском З. А. Волконская стала первой женщиной, удостоенной избрания в члены Общества истории и древностей российских при Московском университете. По-русски и одновременно по-французски писала Волконская поэму "Сказание об Ольге".

Низкий грудной голос княгини сводил с ума и меломанов, и профессиональных композиторов.  Среди последних - сам Джоаккино Россини, не пропускавший ее выступлений в салонах Турина, Милана и Венеции...  Сочинив для Зинаиды Александровны несколько прекрасных романсов, Россини издал их с посвящением: "Мадам Волконской".

Да только ли Россини? Сам Пушкин, посылая княгине свою поэму "Цыганы", приложил к ней послание:
...Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.

После того, как в 1825 году восстание декабристов было подавлено, положение Волконской весьма осложнилось. Многие ее близкие знакомые, в том числе Вильгельм Кюхельбекер, а также родной брат мужа, Сергей Волконский, были осуждены и сосланы в Сибирь. Ну а когда 27 декабря 1826 года она открыто приняла у себя ехавшую к мужу Марию Николаевну Волконскую, за Зинаидой Александровной был установлен негласный надзор полиции. Ее поступок был расценен  как вызов двору.

С течением времени княгиня постепенно предалась мистическим настроениям. Может, этому отчасти способствовал  ранний уход из жизни Дмитрия Веневитинова, горячо и безнадежно ее любившего?
К сожалению, она не смогла ответить на чувства молодого поэта. И дело оказалось не только в разнице лет между ними: сердце прекрасной княгини было занято, в нем властвовал совсем другой человек - итальянский тенор с чарующим голосом и яркой внешностью Миниато Риччи, который поначалу стал ее партнером в оперных постановках, а затем и возлюбленным. 

Дмитрию Веневитинову, сгоравшему от любви к Волконской в течение трех лет, досталась лишь дружба. Ради этой дружбы (а вернее, любви к Зинаиде) двадцатилетний поэт, по утверждению некоторых литературоведов, выполнил опасное поручение княгини - отправился в Сибирь, сопровождая ее родственницу Екатерину Трубецкую к сосланному мужу. По возвращении в Петербург  Веневитинов и его спутник, библиотекарь  Карл Воше, были арестованы. 

Однако в Сибири  Веневитинов все же не был, а его арест явился роковым стечением обстоятельств. В Петербург молодой поэт переезжал, чтобы занять вакансию в Коллегии иностранных дел. Похоже, на переезде в северную столицу настаивали его родные, желавшие удалить  Веневитинова от опасной княгини. Осенью 1826 года, томимый безнадежной любовью к прекрасной Зинаиде,  Веневитинов покинул Москву. Так получилось, что в столицу он прибыл вместе с переводчиком Коллегии Федором Хомяковым и швейцарцем Карлорм Воше, за которым давно охотилась полиция. Властям стало известно, что Воше вез с собой из Сибири "много писем от преступников".  При въезде в Петербург он был арестован вместе с  Веневитиновым. И хотя пребывание  поэта на гауптвахте оказалось кратковременным, оно губительно сказалось на его здоровье - сильный кашель и озноб с тех пор часто мучили его.

В стихах, написанных в Петербурге, поэт часто обращался к любимой женщине:
...Когда я вдоль реки широкой
Скитаюсь мрачный, одинокий
И взор блуждает по брегам,
Язык невнятное лепечет,
И тихо плещущим волнам
Слова прерывистые мечет.

Именно  Веневитинову (очевидно, вознаграждая его за беспримерную преданность) подарила  Зинаида Александровна бесценный перстень, когда-то снятый с пальца юноши, погибшего под вулканической лавой в древнем итальянском городе. В своем стихотворении "К моему перстню" поэт завещал друзьям похоронить его с этим дорогим его сердцу талисманом:
Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой...

Его пожелание было исполнено...
Дмитрий Веневитинов внезапно скончался в марте 1827 года. О его смерти сохранилось несколько рассказов. Известно, что после заключения на гауптвахте поэт всю зиму чувствовал недомогание. В. Одоевский вспоминал, что как-то в начале марта после бала, разгоряченный танцами,  Веневитинов вышел в сад в накинутой  на плечи легкой шинели. Вечер был морозный, и молодой человек вскоре слег. Врач вначале обнадеживал его друзей, обещая выздоровление, но потом вдруг неожиданно объявил, что поэт не проживет до следующего дня...

Смерть одаренного, много обещавшего поэта вызвала глубокое сожаление в литературных кругах России. Волконская, потеряв молодого поклонника, оплакала его в своем стихотворении. Впоследствии в Риме в так называемой Аллее воспоминаний Зинаида Александровна воздвигла стелу в память Веневитинова.

Княгиня решила покинуть родину, и в феврале 1829-го вместе с Миниато Риччи и сестрой Марией Власовой навсегда уехала в Италию. Еще до отъезда она приняла католичество. На роскошной римской вилле Зинаиды Волконской находили постоянный приют многие русские люди - Николай Васильевич Гоголь, художники Александр Иванов, Карл Брюллов, Орест Кипренский.

П.Н.Орлов. Зинаида Александровна Волконская, урождённая Белосельская - Белозерская.

 

Старость Зинаиды Александровны была печальной. Один свидетель, посетивший княгиню в Риме незадолго до ее смерти, писал: "Прелаты и монахи окончательно разорили ее...  Ее дом, все имущество, даже склеп, где лежало тело ее мужа, проданы за долги". Зинаида Александровна покинула этот мир в 1862 году.

Из воспоминаний современников: 
Все дышало грацией и поэзией в необыкновенной женщине, которая посвятила себя искусству. 
По ее аристократическим связям собиралось в ее доме самое блестящее общество первопрестольной столицы...  Страстная любительница музыки, она устроила у себя не только концерты, но и итальянскую оперу...  Трудно было найти равный ей контральто...

Зачем, зачем так сладко пела ты?
Зачем и я внимал так жадно
И с уст твоих, певица красоты,
Пил яд мечты и страсти безотрадной?
(Д. Веневитинов)

В 1930 году, при закрытии Донского кладбища, где Дмитрий Веневитинов обрел свое последнее пристанище, состоялось его перезахоронение в другом месте. Драгоценный перстень, извлеченный тогда из земли, хранится теперь в библиотеке имени В. И. Ленина. Стоило ли нарушать волю поэта...

Елена Обоймина

 

<<<