Изобретатель цветомузыки. Интересные факты. Страницы истории

 

   Конец XIX - начало XX века... Европа охвачена массовым экспериментаторством и поисками новых путей в искусстве.
   Профессиональный художник, англичанин Александр Римингтон, задумав сочетать живопись и музыку, строит специальное устройство для извлечения цвета - цветовой орган. Закончил он его в 1893 году, а спустя два года дал первый концерт цветомузыки.
   Орган представлял собой громоздкое сооружение, включавшее клавиатуру для управления цветом и панель с цветными фонарями, зажигавшимися от нажатия клавиш. Игра на цветовой клавиатуре напоминала исполнение на музыкальном инструменте. Цветной свет проецировался на экран, в качестве которого использовались холст, драпировки, вуаль, натянутые нити. Изобретатель полагал: спектр может быть разбит на пять октав по светлоте, что и нашло отражение в структуре цветовой клавиатуры.
   Смешение красок на экране Римингтон получал с помощью трех основных цветов: красного, зеленого, синего. Он пытался вводить в цветокомпозицию формы, для чего ставил на пути проекционного луча обтюраторы (устройство, перекрывающее лучи света), шторки, трафареты.
   Цветовая партия исполнялась под аккомпанемент фортепьяно, органа и оркестра. После первого же концерта цветомузыки к изобретателю приходит шумный успех. Он начинает интенсивно экспериментировать. В 1911 году публикует книгу "Цветомузыка: искусство подвижного цвета".
   Хотя Римингтон пришел к идее цветомузыки самостоятельно, позже он знакомится с творчеством А. Н. Скрябина, в том числе с его знаменитой симфонией "Прометей", включавшей новаторскую  "партию света". Римингтон намеревался исполнить произведение  русского композитора, но начавшаяся первая мировая война смешала все планы... Оригинальное в истории техники устройство не сохранилось.

Л. Мельников, кандидат искусствоведения
(Журнал "ТМ" 3/87)

 

назад