Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года (разработанный архитекторами В.Семеновым, С.Чернышевым и другими) был утвержден в июле 1935 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б).
Генеральный план предусматривал увеличение численности населения Москвы с 3,66 миллиона в 1935 году до 5 миллионов к 1960 году и расширение территории с 28,5 тысячи гектаров до 60 тысяч гектаров - преимущественно в юго-западном направлении, за счет использования земель, расположенных вдоль Москвы-реки на всем протяжении от Кунцева до Ленино.
В целях ограничения и регулирования численности населения в городе запрещалось строительство новых промышленных предприятий. Вокруг Москвы был создан лесопарковый защитный пояс.
Время подтвердило правильность и жизненность принципов, заложенных в плане. Речь идет о таких его предначертаниях, как, например, необходимость развития и совершенствования структуры зеленых насаждений, радиально-кольцевой планировки и многих других.
Несмотря на отсутствие необходимой строительной базы и ограниченность средств, в течение 1931 - 1941 годов были достигнуты важные результаты. Уже в 1935 году в основном определился характер площадей и улиц в центральной части города: Охотного ряда, Театрального проезда, Моховой улицы, Новой и Старой площадей. Была создана Манежная площадь (ныне площадь 50-летия Октября) и расширена Смоленская площадь. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов. Благоустроили площади Дзержинского, Революции, Свердлова, Коммуны и Советскую.
В мае 1935 года вступила в строй первая линия метрополитена. К концу 1940 года протяженность линий подземной железной дороги составила 23,3 км. В 1937 году вступил в строй канал имени Москвы протяженностью 128 км. Он значительно улучшил водоснабжение города и сделал Москву крупным речным портом.
В довоенный период был возведен ряд крупных уникальных сооружений: Всесоюзная государственная библиотека имени В.И.Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду, Центральный театр Советской Армии, Академия имени Фрунзе, стадион "Динамо", гостиница "Москва", Концертный зал имени Чайковского, Дворец культуры ЗИЛа, Химкинский речной вокзал и другие.
В 1950 - 1960 годах в Москве продолжалось коренное преобразование центральных районов города, были возведены высотные здания, определившие новый силуэт столицы.
В 1971 году был утвержден новый Генеральный план развития Москвы, рассчитанный на 25-30 лет; начиная с 1961 года (архитекторы М.Посохин, Н.Уллас и другие). План предусматривает большое развитие исторического центра города, создание системы архитектурных ансамблей вдоль набережных Москвы-реки, вдоль основных магистралей (по Новокировскому проспекту, по улице Димитрова и другие).
В новом Генеральном плане снимается противоречие между "центром" и "периферией" столицы. Территория города членится на несколько крупных планировочных зон. Каждая - со своим центром. Планирование осуществлялось таким образом, что между населением, местами приложения труда, системой культурно-бытового обслуживания, местами отдыха было найдено оптимальное соотношение.
Зона, в свою очередь, подразделяется на 3-4 планировочных района с населением 250-400 тысяч человек, а каждый район состоит из жилых микрорайонов, рассчитанных на 30-70 тысяч жителей. Кроме жилых, планировочный район включает производственные зоны, необходимый комплекс учреждений обслуживания, сады, скверы, бульвары и местные общественно-административные центры.
В новом Генплане открыты огромные перспективы для дальнейшего развития нашей столицы как крупнейшего политического, индустриального, научного и культурного центра страны. По словам Л.И.Брежнева, "этот план, по существу, определит облик города таким, каким он будет на пороге третьего тысячелетия".
Первая очередь
"Господину Балинскому в его домогательствах отказать", - этим категорическим решением, вынесенным в 1902 году, московская дума окончательно отвергла проект метрополитена, представленный инженером Балинским.
Городской транспорт находился в ту пору просто в плачевном положении. Трамвай и извозчик - вот и весь выбор средств передвижения, которыми могли воспользоваться москвичи. Трамваи в основном ходили в центральной черте города, они перевозили ежегодно до 280 млн.человек. 40 тыс. извозчиков составляли своего рода таксопарк Москвы, на их долю приходилось 70 млн.человек в год.
В дореволюционное время каждый житель Москвы совершал в среднем 152 поездки в год. После революции подвижность населения стала резко возрастать: в 1924-м - 167 поездок, в 1928-м - 309, в 1932-м - 520. По этому показателю Москва сравнялась с Нью-Йорком, а несколько позже и превзошла его. В 1934 году трамвай перевез 2 млрд.человек. Ни в одном другом городе мира не работали вагоны с такой колоссальной нагрузкой. В Вене, например, на каждый вагон приходилось 180 тыс.пассажиров в год, в Берлине - 240 тыс., а в Москве - 7000 тыс! В 1930 году население столицы достигло 3 млн.человек, необходимость строительства метрополитена к этому времени могла быть подкреплена и материально-техническими ресурсами страны.
В июне 1931 года состоялся Пленум ЦК ВКП(б), на котором была утверждена перспективная схема развития Московского метрополитена общей протяженностью 80 км. В сентябре образовалось Управление Метростроя, ему и поручили выбрать трассу первой очереди строительства. Работники Управления решили, что линия метро должна проходить по наиболее загруженному северо-восточному направлению, связывая Центр с площадью трех вокзалов. В противоположной стороне Москвы велась подготовка к строительству Дворца Советов, который в будущем стал бы привлекать к себе огромные массы людей. Так определилось направление второго радиуса линии. В первую очередь вошло также и сооружение Арбатского радиуса от Охотного ряда до Смоленской площади.
Схема Московского метрополитена (красным цветом выделена линия первой очереди).
В ноябре 1931 года на Русаковской улице метростроевцы заложили опытный участок, где началось изучение гидрологических условий будущей трассы. А уже в мае следующего года Совнарком СССР назвал Метрострой "важнейщей государственной стройкой". Фронт работ постоянно расширялся. Московский комитет ВЛКСМ направил на сооружение метро первую тысячу комсомольцев, за которыми последовали и другие. Почти все 11,4 км тоннелей были проложены за один 1934 год. Таких темпов мир еще не знал. Метростроевцы побили и мировой рекорд по скорости укладки бетона, установленный на возведении Днепрогэса.
6 февраля 1935 года метро приняло первых пассажиров - руководителей партии и правительства, депутатов VII Всесоюзного съезда Советов, а 15 мая первая очередь метрополитена вступила в постоянную эксплуатацию.
(Журнал "Техника - Молодежи". 9 - 1977)
<<<к содержанию раздела