Энтузиастов любительского автомобилестроения - участников многих автопробегов машин-самоделок не удивишь многотысячными массами зрителей. Но 7 апреля 1974 года были побиты все прежние "рекорды": очередной автосалон "Техники - молодежи" в Нескучном саду, организованный журналом совместно с Комитетом кроссов ФАС СССР и Всесоюзной секцией автомобильного спорта ДСО "Спартак", привлек внимание 25-30 тысяч москвичей. На этот раз виновниками торжества оказались необычные спортивные машины, приехавшие на I Всесоюзный смотр-конкурс автомобилей типа "багги"...
...Похоже, что автомобилистам надоели бетонные автострады, комфортабельные салоны и бережная предупредительность амортизаторов. Водителей второй половины XX века, особенно тех, для кого езда - своеобразная "рулетерапия", манит бездорожье - лесные просеки, бурливые броды, песчаные дюны.
Об этом свидетельствует оживленная распродажа на Западе подержанных и новехоньких армейских "джипов", резко возросшая популярность "лендровера" с его традиционной репутацией сугубо специального автомобиля-вездехода, выпуск новых моделей всюду проходящих машин. Не случаен и выбор автомобилей, взятых западногерманским журналом "Хобби" для одного из традиционных испытаний: по тяжелейшей трассе прошли английские "лендровер" и "рейнджровер", японский "джип", румынский вариант советского "ГАЗ-69", французский "мехари", западногерманский "фольксваген" и швейцарский "багги". К чести советских конструкторов, "газик" признан лучшим по проходимости автомобилем. Тем не менее не ударил лицом в грязь (это выражение приобретает здесь почти буквальный смысл!) и изящный "багги", который с ходу преодолевал грязевые заводи и лихо, порой отрываясь от земли, взлетал на песчаные дюны...
Спору нет, каждой машине - своя область применения: тяжелые вездеходы еще послужат для дальних деловых и туристских поездок. "Багги" же, этой удивительной машине, в которой резвость спортивного автомобиля сочетается с дорожной неприхотливостью "джипа", суждена иная судьба: стать простой и дешевой машиной для увлекательного вида автоспорта - гонок по бездорожью.
Случилось так, что I Всесоюзный смотр-конкурс "багги" чуть не стал жертвой собственной эффективности: тысячные толпы зрителей, обосновавшихся в воскресенье 7 апреля не только на склонах Нескучного сада, но и на самой кроссовой трассе, не позволили "багги" в полной мере продемонстрировать свою прыть.
На фото справа: Почетным командором был Герой Советского Союза генерал-полковник И.Чистяков.
Но и осторожной (по кроссовым меркам!) езды оказалось достаточно, чтобы познакомить москвичей с машинами и их возможностями. 15 автомобилей из Москвы и Ленинграда, Риги и Таллина, Запорожья и Свердловска представляли, по сути, все тенденции, которые наметились в "баггистроении".
Внушительное впечатление произвел автомобиль с бортовым номером "9" - единственная не любительская конструкция из числа участвовавших в смотре-конкурсе. Машина спроектирована и построена группой ленинградских конструкторов (главный конструктор Е.Попов) и имеет реальные шансы стать прототипом серийного "багги". Созданный на базе "Запорожца", автомобиль прекрасно скомпонован, его кузов делает честь заводским дизайнерам. Машина принадлежит к классу так называемых туристских "багги": ее оснастили практически всем, что необходимо в дальней поездке, - фарами, комплексом электрических сигналов, запасным колесом, стеклоочистителем, тентом. Двухместный кузов достаточно удобен в продолжительном рейсе.
Если ленинградцы представили туристский "багги", то их коллеги из других городов, приверженцы спортивного направления, - сверх простой кузов-днище и крылья, минимум навесного оборудования. Машина не слишком удобна для дальних переездов, но легка и несложна в изготовлении, ей не так страшны возможные в гонке повреждения.
Неудивительно, что лучшие "багги" смотра-конкурса построены коллективно. Спортивно-технический клуб Цесисского авторемонтного завода (руководитель В.Гиргенсон) продемонстрировал два автомобиля-близнеца. Оба принадлежат к категории спортивных "багги", оба созданы на базе "Жигулей". Латвийские конструкторы отступили от компоновки этого популярного автомобиля: двигатель расположен сзади, привод на задние колеса. Одной из машин присуждено первое место в техническом конкурсе журнала. К зачинателям "баггистроения" в нашей стране принадлежит и другой коллектив - спортивно-технический клуб "Нептун" эстонского рыбоколхоза имени С.М.Кирова (руководитель Э.Пелло). Два автомобиля, созданные в "Нептуне", не новички на кроссовых трассах. На одном из них руководитель клуба Эвальд Пелло занял первое место на соревнованиях в латвийском городе Смилтене. Сотрудники редакции и Центрального телевидения могли убедиться в замечательных ходовых свойствах эстонских "багги", когда минувшей зимой машины лихо носились по обледенелым склонам Ленинских гор. Обе машины построены на базе "Запорожца". Одна из них, с бортовым номером "1", заняла второе место в смотре-конкурсе "ТМ". Третье место жюри присудило "мотобагги" - машине с мотоциклетным двигателем, построенной совместно общественным КБ Главмосавтотранса (кузов из стеклопластика) и Московским городским Дворцом пионеров и школьников (ходовая часть).
"Багги", построенный Николаем Бутвилло из колхоза "Марупе" (Латвийская ССР) хотя и не вошел в число призеров конкурса, однако привлек всеобщее внимание. Автомобиль рационально и эстетично скомпонован, что свидетельствует о технической грамотности конструктора и его художественном вкусе...
Разные машины увидели москвичи в то первое апрельское воскресенье. И, как это не раз бывало после традиционных автопробегов "Техники - молодежи", многие зрители смотра-конкурса задумали приобщиться к "баггистроению"...
Автомобиль, созданный в индивидуальном порядке Николаем Бутвилло.
"Фирменная" машина, построенная в Ленинграде (водитель Эдуард Левин), признана наиболее эстетичной конструкцией смотра-конкурса (два нижних снимка).
"Багги", построенные в спортивно-техническом клубе "Нептун" эстонского рыбоколхоза имени С.М.Кирова (водители Эвальд Пелло и Вендо Адер).
На трассе - "багги" Цесисского авторемонтного завода, занявший первое место в смотре-конкурсе "ТМ". За рулем машины - В.Гиргенсон.
От редакции:
Что и говорить, на первых порах всякое новое дело развивается благодаря инициативе и настойчивости энтузиастов - таких, как "баггисты" - участники смотра-конкурса "ТМ" и его активные организаторы: председатель Комитета кроссов ФАС СССР, мастер спорта Владимир Егоров и работники Всесоюзной секции автоспорта ДСО "Спартак", которым мы обязаны поддержкой и организационной помощью в подготовке и проведении смотра "багги" в Нескучном саду... Но развитие любительского "баггистроения" - лишь одна сторона дела. В век автозаводов-гигантов индивидуальное, полукустарное производство даже простых автомобилей - далеко не лучший способ поднять на должную высоту технический вид спорта. Мы обращаемся ко всем упомянутым в публикации организациям с просьбой помочь развитию нового направления спортивного автостроения.
"Багги" привлек внимание автомобилистов не только своими спортивными достоинствами, но и свойствами простого и надежного транспортного средства для сельских жителей. Эта вторая "профессия" кроссовых машин нового типа - надежная гарантия большого будущего автомобилей типа "багги".
(Журнал "Техника - молодежи". 1974)