О воспитательной роли кино

 

   Знакомьтесь - "Ночная смена"!

  1970-е. На экранах страны прошел фильм  о жизни современного рабочего класса "Ночная смена". Авторы сценария А. Гельман, Т. Калецкая, режиссер Л. Менакер, оператор В. Карасев, исполнители главных ролей: нар. артист СССР Ю. Толубеев, артисты Г. Корольков, А. Чернова, В. Владимирова, Г. Штиль, В. Павлов, Ю. Визбор.


   Корреспондент пионерского журнала задал кинодраматургу А. Гельману несколько вопросов:
- Скажите, пожалуйста, положены ли в основу вашего сценария подлинные случаи?
- Мы оба - Татьяна Калецкая и я - еще недавно жили и работали в Киришах на строительстве огромного нефтеперерабатывающего завода. Кое-что из того, что мы видели и пережили на этой стройке, вошло в сценарий. Некоторое время я сам был в Киришах диспетчером стройуправления и потому из "первых рук" знаю, чем занимается наш герой.  Когда же мы писали о бригадире Павле Егоровиче Пономареве, то вспоминали другого бригадира - Павла Потаповича Пономарева, даже сохранили его имя и фамилию. "Ночная смена", разумеется, не документальный фильм, герои и события картины во многом не похожи на подлинных людей и на действительные события. И все же мы считаем, что картина отразила то, что часто случается в жизни. Вот подтверждение тому: картину смотрели киришане - наши первые зрители - и приняли ее хорошо. Когда режиссер фильма Леонид Менакер вез коробки с лентами в Кириша на премьеру, он очень волновался, а вернулся в Ленинград после просмотра в отличном настроении.Это, конечно, не означает еще, что в фильме все удалось...

- Чему вы хотели научить зрителей, или, точнее, какие качества хотели воспитать у них?
- Начну издалека. Каждый человек, с одной стороны, как бы отдельное существо - личность, а с другой стороны, - ведь мы живем в обществе, - он только один из многих, один из всех, один из нас. А это не каждый помнит и понимает или, бывает, и помнит и понимает, но в поступках своих не учитывает. Скажем, эгоист. Он только о себе, о своем благополучии заботится, только со своими интересами считается. И в нашем фильме есть такие люди. Они готовы пойти (и идут) даже на явную подлость, лишь бы им было хорошо, лишь бы побольше заработать. Вот против таких людей, против таких поступков мы выступаем в нашей картине. Конечно, каждому человеку необходимы деньги. Но некоторые люди стремятся, что называется, "урвать" их любым, даже нечестным путем, теряя совесть, теряя рабочую гордость, справедливость. Если такой ценой достаются деньги, это плохо - и не только для других, за чей счет стремятся нажиться рвачи, но и для самих этих людей: им приходится гордиться не тем, что они настоящие люди, а тем, что у них много пар штанов. Однако нелегко всегда правильно соединять интересы материальные и духовные, нравственные. Мы стремились, чтобы наша картина помогала преодолевать эту трудность...
   Хочу добавить: до того как стать диспетчером, я десять лет был рабочим и, мне кажется, знаю жизнь рабочих не со стороны, а изнутри. Наверное, некоторые ребята считают рабочие профессии неинтересными, - я хотел бы возразить им: в жизни нет неинтересных профессий...

- Не собираетесь ли вы сделать фильм специально для детей?

- Сейчас мы работаем над сценарием, герой которого, мальчик шестнадцати лет, приходит работать на завод. Он учится на слесаря. У него - так уж вышло - сразу два учителя: два сорокалетних человека, у которых имеются дети , ровесники нашего героя.
   Это будет фильм о том, как юноше впервые в жизни приходится разобраться в довольно сложной житейской и производственной обстановке, о том, как это нелегко и как необходимо.

 

___________

 

 

 

<<<