18:55 Рассвет эпохи модерна |
Балет наступает. В мире музыки в конце XIX столетия в России переживали расцвет ученики титанов XIX века – П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского и А.П. Бородина. В Гранд-Опера в Париже состоялся первый концерт русских музыкантов, где выступали Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов. Чуть позже там была исполнена опера "Борис Годунов", где солировал Федор Шаляпин. Но в целом в мире наметился отход от оперы, которая безраздельно царила больше века. Теперь композиторы все чаще обращаются к балету.
Декорациями к оперным и балетным постановкам императорских театров, как в Москве, так и в Петербурге, занимался Александр Головин, которого на многие эксперименты вдохновила Елена Поленова, участница Абрамцевского кружка, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Он же, как правило, рисовал костюмы, выступая, таким образом, в роли художника-постановщика.
Экспонаты авторства Головина произвели фурор на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, он получил золотую медаль за декоративно-прикладные работы и серебряную – за майолику. На счету художника множество новаторских изобретений: он первым придумал и разработал имитации дорогих тканей для театральных костюмов, создал новую систему освещения сцены. Головин – пример того, что может получиться, если человек искусства не противопоставляет себя прогрессу, а использует его во благо.
Впервые Европа открыла для себя русское искусство в 1906 году, когда парижский Осенний салон представил европейцам творчество Врубеля, Рериха, Серова и других художников "нового направления".
Сергей Павлович Дягилев, получивший благословление царского двора, тут же организовал "Русские исторические концерты" с участием лучших музыкантов своего времени, а вслед за ними – и оперные сезоны. С 1909 года в программу вошли балетные постановки. У Дягилева обнаружилось потрясающее чутье на имена, и то, что могло стать просто очередной антрепризой, превратилось в знаковое явление эпохи. Дягилевские сезоны выступили как торжество русского искусства.
Дягилевские сезоны, которые длились несколько десятилетий, вобрали все лучшее, что дарил миру модерн. Дягилев не только пропагандировал Россию, за границей он привлекал для постановок местные таланты, а костюмы и декорации создавали такие величины, как Александр Бенуа, Лев Бакст, Анри Матисс и Пабло Пикассо. Во многом именно благодаря Дягилеву расцвел балет в его современном варианте.
Ист. журнал "История моды" |
|
Всего комментариев: 0 | |