18:59
"Обыкновения" в высшем обществе в эпоху Петра I. Начало и развитие этикета в России.

Худ. Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I. 1860-1884.

 

Петр Великий, вступив на престол, твердо решился преобразовать наши нравы, и это намерение усилилось в нем с 1718 года, после второго путешествия в чужие края. Желание произвести этот переворот как можно скорее, сродни пылкому характеру и неутомимой деятельности монарха, не могло не встретить препятствий в полуобразованном народе, свято повиновавшемся обычаям старины. 


Никто не смел явно противостать воле государевой. Но большая часть коренных русских вельмож, исполняя его волю по наружности, старались удержать те обычаи родной старины, в которых они вырости, которые получили в наследство от своих отцов. 

 


Худ. Николай Неврев. 1903. Петр I в иноземном наряде перед матерью царицей Натальей, патриархрм Адрианом и учителем своим Зотовым. 

 

Другие, в угодность ли монарху или потому, что сочувствовали его высоким помыслам и намерениям, предупреждали желания Петра, следуя во всем по начертанной им программе во вновь вводимых переменах. Сюда принадлежали особы приближенные к царю или знатные люди, отправленные в начале его царствования в чужие края, которые возвратились с желанием сблизить нас с народами просвещенными...  
Поэтому в частной жизни русских людей времени Петра Первого мы встречаем такую странную пестроту: борьбу старого с новым, остатки русских обычаев с примесью обыкновений голландских, французских и английских. Непринужденность в обращении уживалось с мелочным этикетом. Азиатская пышность у одних, у других благоразумная умеренность, не терпящая излишества и не знающая недостатка. Каждая семья представляла в своем быту нечто отдельное, сохраняющее свой особый оттенок.

 


Худ. А. Я. Волосков. За чайным столом. 1851. 

 

В те времена полагали, что истинная вежливость  состоит в том, чтобы хорошо накормить и напоить гостя, в какое бы время он не пришел. Отказываться от предлагаемого хозяином угощения было неучтиво, и молодой человек, который не выпивал столько, сколько пил старший, показывал неуважение к хозяину и ко всем присутствовавшим...
В тогдашнее время многочисленная прислуга и пышность в экипажах составляли необходимость для людей хорошего тона. Барин или барыня не могли выехать из дому в санях или в карете без того, чтоб кроме слуг позади не иметь впереди себя нескольких верховых, которые днем разгоняли на улице народ, а ночью, неся в руках длинные факелы, указывали и освещали дорогу...

 

 Перейдем к тем общим правилам светской жизни, которые в то время соблюдались всеми лицами, составлявшими тогда светское общество.

Пример двора... скоро подействовал на людей, которых гостеприимство было врожденной добродетелью. Тогда этикет не разделял еще настолько общество по состоянию...  Пригласительных  билетов не знали. Приглашали только самых знатных. Знакомые и незнакомые приходили в назначенный час, садились за стол и, покушав хлеба-соли, уходили, часто не заботясь о хозяине. Хозяин или хозяйка встречали гостя в дверях, при звуке труб и литавр, поклонами и рюмкой водки или вина. Обеды, начинавшиеся в 12 часов, были продолжительны и состояли из множества блюд...

 


Худ. Константин Трутовский. Разъезд гостей. 


Общество наше того времени представляло странную смесь противоположностей: совершенную непринужденность между мужчинами и самый строгий этикет в обращении с женщинами. Простое обхождение Петра служило примером для подданных. В собраниях только возраст давал право на отличие. Часто вельможа, занимавший важнейшее место в государстве, вставал перед человеком низшего звания, но покрытом сединами. Особенно старшие в семьях пользовались у младших уважением, следы которого и теперь заметны в коренных русских фамилиях...


Семейная жизнь русских бояр представляла нечто патриархальное. Родственные связи уважались гораздо более, нежели нфне. На семейный праздник все родные съезжались к дававшему его. Старший занимал почетное место. Прочие, мужчины и женщины, составив около него большой круг, ждали позволения сесть. 
Когда все занимали свои места, он начинал разговор, входя в обстоятельства каждой семьи. Одним давал советы, другим делал замечания – словом, распоряжался делами каждого. Никто из присутствовавших сам не мог заговаривать со старшим или обращаться к другим во время его разговоров.  Все делалось по его воле, все старались о том только, чтоб ему угодить...

 


Худ. Екатерина Хилкова. Портрет Матюшиных. 

 

Женщинам указы Петра не дали новые права. Одетые в европейские платья, выученные танцевать и говорить по-немецки, они перестали заменять настоящий цвет лица поддельным, чернить зубы и брови. Теперь женщины радовались большей свободе. Однако, несмотря на все старания Петра Первого, дамы, по привычке или следуя внушению старушек, сохранили в обращении с мужчинами некоторую отстраненность, поддерживаемую господствовавшим в то время мнением. 
Девушка в обществе, чтоб не нарушить правил приличия, не могла вступать в разговор с незнакомым мужчиной. Если же она была к тому вынуждена, то должна была отвечать на все вопросы самым коротким образом, не более как "да-с" и "нет-с". Девушка не могла два или три раза танцевать в вечер с одним мужчиной, если он был ей не родственник.  

 


Худ. Александр Брюлов. Прогулка в коляске. 1845-1846.

 

Замужние женщины пользовались большей свободой... При такой застенчивости женщины не могли иметь большого влияния на мужчин. Однако же оно существовало. Желание нравиться, врожденное всем людям, занимал тот и другой пол... Обращение с женщинами сделалось учтивее и деликатнее. Между мужчинами родилась услужливость к дамам...


В обществе учтивый кавалер должен был поднести дамам, которых хотел отличить, букет свежих цветов. Если на улице ехавший в карете мужчина встречался со знакомой дамой в экипаже, то обе повозки с многочисленной их свитой останавливались. Кавалер, невзирая на погоду, выходил из своего экипажа и с обнаженной головой, держа шляпу в руках, подходил к карете красавицы, чтоб иметь удовольствие приветствовать ее поцелуем руки.


Таковы были обыкновения в высшем классе общества при Петре Первом. В простом народе вместе с русской одеждой оставались и обычаи старины. Они также изменились, но весьма мало и теперь еще являются наблюдателю почти в первоначальной своей простоте.

Из "Правил светской жизни и этикета" Юрьева и Владимирского 1889 г.

Категория: Светский этикет | Просмотров: 257 | Добавил: Лилия5413 | Теги: светский этикет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]