Главная » 2014 » Апрель » 26 » Кровавое побоище из-за русской балерины
16:13
Кровавое побоище из-за русской балерины

    «За танцорку не дерусь…»

     В России хорошо известны две трагические дуэли XIX века – Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым. Третьей по значимости можно считать двойную дуэль Шереметева с Завадовским и Якубовича с Грибоедовым. Эту дуэль называют «четверкой», ибо четверо блестящих мужчин России дрались из-за не менее блестящей женщины – танцовщицы Авдотьи Истоминой, воспетой самим Пушкиным.


     Кокетка Дуня
     За кулисами всегда странные нравы. В глаза говорят друг другу комплименты, а за глаза такое услышать можно! На что уж Дуня привыкла к театральному быту с раннего детства, но и у нее сердце заходилось, когда вспоминался случайно услышанный разговор.
     «Представляешь, - зло шептала одна балетная фигурантка другой, - Дунька Истомина совсем возгордилась! Мало того, что весь зал только ей и хлопает, цветы корзинами несут, теперь покровители к ней валом повалили. А она нос воротит! Не хочу, говорит, ни у кого быть на содержании. Да кто она такая, чтоб богатых поклонников отвергать!»
     В самом деле – кто она такая? В 1805 году, когда ей было шесть лет, какой-то музыкант привел ее в музыкальное училище, записав дочерью полицейского прапорщика Ильи Истомина. Кто этот прапорщик, Дуня не знала. Помнила только, что мамы ее уже не было в живых. В училище обучали всему – петь, танцевать, декламировать стихи. Кто-то шел в певцы, кто-то – в драматические актеры. Дуня стала «танцоркой». Уже с детства она участвовала в балетных
постановках, да так удачно, что ее выпустили первой танцовщицей! И сразу начались пересуды о том, что она ведет разгульный образ жизни, постоянно ходит по балам.

     Хорошо бы по балам-то! Только когда успеть? Днем в театре репетиции, вечером спектакли, на Дуне весь репертуар. А кому в 18 лет не хочется повеселиться? И что плохого в поклонниках? Разве сама сказала, что у нее черные огненные глаза и необыкновенная легкость в движениях? Нет, так считает Александр Сергеевич Грибоедов. Он умный, приятный, Дуня любит его, как брата, ходит с ним на балы и доверяет во всем. Правда, больше, чем на балах, Дуня любит бывать в литературных салонах. Там много обаятельной и озорной молодежи – вот недавно Саша Пушкин читал свои лирические стихи.
      Но почему все имеют право обсуждать личную жизнь актрис? Вот уже несколько месяцев высший свет Петербурга шокирован: офицера Василия Шереметева все чаще видят с танцовщицей Истоминой. Конечно, Дуня понимает: аристократ не женится на актрисе. Вдобавок Вася ревнив, А Дуня непрочь пококетничать с мужчинами. Да, все у них с Васей непросто!
      Вчера ссорились, сегодня опять. А вечером спектакль. Дуня должна танцевать юную Галатею. Только как сыграть прекрасную нимфу с заплаканными глазами и синяком на руке? Вчера Вася так схватил…  А после спектакля Грибоедов просит заехать. Он живет у друга – графа Александра Завадовского. Этот офицер – известный ловелас, давно пытается приударить за Истоминой. Но ведь там будет Грибоедов, почти брат. Попьют втроем чайку – всего-то!

      Глупая дуэль.

                                                                                                             Справа:  В.Шереметев
     Кто ж мог знать, что ослепленный ревностью Шереметев выследит Дуню? И разве можно было предположить, что он бросится к приятелю-забияке Якубовичу и этот завзятый дуэлянт уговорит незлобивого Васю стреляться?! Уже на другой день Якубович отнес графу Завадовскому записку, в которой Шереметев требовал удовлетворения.
     - За танцорку Истомину я не дерусь! – беспечно ответил граф. – Она Шереметеву не сестра, не дочь и тем более не жена!
     Оскорбленный за друга Якубович послал свой вызов. Но не Завадовскому, а Грибоедову, которого считал более виноватым. Грибоедов вызов принял. Через несколько дней Шереметев, поняв, что Завадовский не будет драться из-за Истоминой, самого графа. И тот принял вызов.
     12 ноября 1817 года в два часа по полудни на Волковом поле сошлись Шереметев с Завадовским. Секундантами выступали Якубович и Грибоедов (вторая дуэль должна была состояться между ними).
     Шереметев выстрелил. Пуля просвистела над ухом Завадовского. Тот удовлетворенно хмыкнул.
     - Пусть становится к барьеру! – прокричал он. – Я его даже не оцарапаю! Но пуля, просвистев, вонзилась в грудь Василия Шереметева. Все бросились к нему. О дуэли Якубовича и Грибоедова не могло быть и речи. Умирающего Шереметева, по его просьбе, привезли на квартиру к Истоминой. Через три дня он умер на руках у Дуни.
     Отец Шереметева, возмущенный «глупостию дуэли из-за танцорки», признал сына виновным в собственной смерти и просил Александра I не наказывать Завадовского. Родственники отправили того за границу. Но, когда он вернулся, офицеры отвергли его. Единственным занятием графа стала карточная игра, где он жульничал напропалую.

     Арест в театре
     Через пять месяцев Якубович и Грибоедов встретились в Тифлисе, где состоялась отложенная дуэль. Место выбрали за городом. Первый жребий выпал Грибоедову. Он намеренно выстрелил мимо.
     - Шалишь, дружище! – засмеялся Якубович. – Ты вот любитель играть на фортепиано – ну больше играть не будешь!                                                                                                   Справа: А.Грибоедов

     И выстрелил в ладонь Грибоедову. Пуля задела мизинец. Позже Грибоедов разработал палец. Но играл теперь действительно редко. За дуэль власти наказали одного Якубовича – сослали на Кавказ. Вернувшись, он активно участвовал в восстании декабристов и получил  20 лет каторжных работ.
     По «следствию о происшествии, случившемся штаб-ротмистром Шереметевым и камер-юнкером Завадовским» были «отобраны объяснения» и от «танцорки Истоминой». Полиция пришла прямо в театр. На глазах всей труппы бедную Дуню сопроводили в контору Дирекции императорских театров, где продержали дотемна.
      На отношение публики к любимой танцовщице дуэли не повлияли. По-прежнему каждый ее выход на сцену гарантировал триумф. Но в жизни Истоминой произошел крутой перелом. Над кроватью появился медальон, подаренный когда-то Васей.
      И имя ее никогда уже не связывали ни с одним определенным поклонником. Более того, Истомина – единственная из балерин, которая никогда не была ни у кого на содержании.

       Замуж за Скалозуба
       Последнее выступление Истоминой состоялось 30 января 1836 года. К тому времени она уже перешла на второстепенные роли. Покинув театр, Истомина вообще удалилась от петербургского света. В 1837 году она вышла замуж за скромного драматического актера Павла Экунина – первого исполнителя роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума».
       …После эпидемии холеры 1848 года на кладбище Большой Охты  появилась скромная доска: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная актриса». Отставная актриса! А ведь когда-то звали «русской богиней танца» - пленительной, очаровательной, неподражаемой. Ее имя упоминалось во всех мемуарах того времени. Ее образ остался и у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…

Елена Коровина
(журнал «Самое ОНО»)

Просмотров: 484 | Добавил: Лилия5413 | Теги: Шереметев, имена, грибоедов, Истомина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Метки:

вязание полезные советы полезные советы по дому электронная книга детская проза детская книга живопись Web-дизайн имена интересно Александр Ремез скачать здоровье ленин Рассказ космонавтика открытки мода это интересно документальная проза журнал моды зверушки дети календарь кошки-призеры пейзаж телевизионные башни СССР города СССР Иваново икона ирисы Цветы артисты символика СССР календари собака кошка 1978 старая Москва художник Владимир Семенов Эрмитаж в акварелях Станислав Жуковский Советский спортивный плакат советский плакат старый календарь Рекламный плакат туризм в СССР туристический плакат выборы в СССР русский рекламный плакат
________ _______
%